Духовно - нравственное воспитание и здоровый образ жизни как основа гармоничного развития личности ребенка.

Мухамеджанова А.К.

заместитель директора по воспитательной работе

Красноярской СШ №2

 

Духовно - нравственное воспитание и здоровый образ жизни

как основа гармоничного развития личности ребенка.

 

 «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах,

тот больше отстаёт, чем успевает».

Я.А. Коменский


         Во все времена  высоко ценилась духовно-нравственная  воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем страны, о ее молодежи. В настоящее время подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания  школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

·        наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

·        в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые  ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

·        само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

·         вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют  школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника и здорового образа жизни.

Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.

Проанализировав этот вопрос, можно прийти к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно.

Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, педагогический коллектив школы  ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. В данном процессе мы исходим из общественных требований времени. А поэтому моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и довольно показательный результат воспитания. Для этого ДОО «Звездная» работает по проектам: «Патриот», «Лидер», «Летопись села и школы», «Мы – здоровое поколение  Казахстана» клуба ЗОЖ. Эти проекты наглядно показывают практическую направленность работы как педагогического, так и ученического коллектива по формированию духовной нравственности молодежи.

Наши представления о сути нравственного воспитания школьников изменяются не только под влиянием новых научных концепций, но и реальных достижений в области воспитания. Распространенный в недавние годы подход к воспитательной работе как словесные формы передачи ценностей в настоящее время уже не актуален. Сегодня необходимы индивидуальный  подход, опора на жизненный опыт ребенка, учет его личных особенностей, все это и является личностно-ориентированным подходом в воспитании ученика.

Внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию.

Как уже отмечалось, у нравственного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе, а формирование мотивов нравственного поведения человека обеспечивает нравственное воспитание.

Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни. Благодаря активной деятельности ребенка в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной, волевой сферах формируется  внутренний  контроль.  Готовность подчинять свои побуждения представлениям и знанию о культуре человеческого бытия повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.

Работа педагогического коллектива  по духовно - нравственному становлению личности  школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и в поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

Естественно, что воспитание зависит и от личного примера учителя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Характерными вопросами в данном направлении  является: привитие  четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения; морально-нравственная обстановка в обществе, семье;  культурно-досуговая работа с детьми и молодежью; развитие  физической подготовки молодежи, пропаганда ЗОЖ  и забота о здоровом физическом развитии детей.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей!

Наши педагоги, изучая все лучшее, что было наработано,  пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, интеллектуально развитую личность.

Воспитание - питание души и серд­ца ребенка возвышенным, благород­ным, прекрасным. Образование - вая­ние, создание образа. Следовательно, образовательно-воспитательный про­цесс заключается в создании образа путем питания души красотой.

 

Автор: Зам. по ВР Мухамеджанова А.К.
Просмотров: 1161
Дата создания: 29 Марта 2011 г.
Дата редактирования: 29 Марта 2011 г.